В данном высказывании И.Н.Шевелев говорит о том, что отсутствие у человека понимания места и роли своей нации в развитии других культур влияет на формирование его мировоззрения. Автор поднимает проблему пагубного влияния национальных установок на формирование психологии личности человека, связанной с тем, что индивиду изначально не закладывались в сознание национальные ценности и нормы, что в будущем может заключаться в ненависти к другим народам и культурам и привести к национализму.
Обратимся к теоретическому материалу. Нация – это высший тип этнической общности, при котором людей объединяет единство территории, языка, культуры, экономической жизни, национального самосознания и исторической памяти. Основными признаками нации является определённый язык, вера (религия), культура, образ жизни, существование норм и традиций, передающихся из поколения в поколение. Различные нации могут взаимодействовать между собой как положительно, так и отрицательно, поэтому существуют две основные тенденции в формировании наций: межнациональная интеграция и межнациональная дифференциация. Межнациональная интеграция проявляется в стремлении наций взаимодействовать друг с другом, расширять экономические, политические и культурные связи. Межнациональная дифференциация, наоборот, это тенденция, проявляющаяся в стремлении наций к ведению самостоятельной и независимой жизни. В свою очередь межнациональные отношения могут развиваться по-разному: это может быть или мирное сотрудничество, или межнациональный конфликт, причинами которого могут быть территориальные, религиозные, политические, этнодемографические разногласия. Крайней формой межнационального конфликта является национализм – идеология, психология, утверждающая приоритет национальных ценностей перед всеми другими этносами, верховенство интересов своего этноса. На сегодняшний день проблема национализма поднимается всё так же остро, как и раньше, потому что основным источником национализма является отсутствие чувства национального достоинства, проявляющееся в непонимании основных ценностей и приоритетов своей и других наций.
Обратимся к примеру, взятому из курса уроков истории. Изучая историю 20 века, в частности время Великой Отечественной войны, мы увидели проявления национализма в деятельности немецкого политика Адольфа Гитлера, связанной с истреблением евреев, цыган, что впоследствии оформилось в форму холокоста. В это время создались специальные концлагеря, в которые под обманом привозили представителей этих этнических общностей и сжигали в крематориях. Изначально данная антисемитсткая идеология была положена в основу программы национал-социалистической партии Германии и обоснована в книге А.Гитлера «Моя борьба», которая была претворена в жизнь уже после прихода Гитлера к власти. Данный пример доказывает то, как жестокое проявление национализма влияет на жизнь и судьбы целых народов.
Но тенденция нетерпимости к другим культурам и традициям осталась актуальной и в 21 веке. Обратимся к примеру, взятому из такого средства массовой информации, как телевидение. В 2011 году на французском телеканале «France Info» вышел выпуск о том, что в апреле 2011 года во Франции приняли закон, по которому мусульманским женщинам запрещалось носить паранджу и хиджаб. Весь закон был основан на том, что ношение подобной одежды унижает достоинство женщины. В свою очередь, мусульманское сообщество достаточно остро отреагировало на такие изменения, так как ношение одежды, прикрывающее тело, — является одним из основных правил в мусульманской религии, нарушение которого считается грехом. Так, данный пример показывает, как отсутствие толерантности, уважения ислама как религии у французов повлияло на изменение образа жизни другой этнической общности.
Таким образом, воспитание основополагающих ценностей определённых культур должно пересекаться с толерантностью, основанной на уважении, почитании традиций и обычай других народов и культур, которое должно закладываться изначально в мировоззрении подрастающего поколения. И только признание собственного национального достоинства поможет избежать жестокой её крайности – национализма.