Рынок, представляющий собой вершину индивидуальной экономической свободы, одновременно является и самым строгим надсмотрщиком (Р. Хейлбронер) эссе ЕГЭ Обществознание

Этим высказыванием автор хочет сказать, что рыночная система экономики не просто дает производителю волю выбора и действий, но и диктует определенные законы, правила. В этом трудно не согласиться с автором. Действительно, рынок не только дает свободу участникам рыночных отношений, но и активно регулирует их деятельность.

Эта проблема как никогда актуальна, ведь рынок играет важную роль в развитие современной экономики.

Данная проблема тесно связна с таким обществоведческим термином, как рыночная экономическая система. Рыночная экономика – это система организации экономической жизни, основанная на частной собственности на факторах производства и на решениях, принимаемых частными лицами и фирмами самостоятельно независимо друг от друга. В условиях рынка все участники экономических отношений вправе делать то, что им нравится. Производитель может выпускать товары или оказывать услуги, которые хочет он и в объеме, который ему кажется правильным. Многообразие товаров и услуг на рынке позволяют покупателям выбирать только те продукты, которые в большей степени удовлетворяют их запросы. Стоит отметить, что под «строгим надсмотрщиком» автор подразумевает санирующую функцию рынка. Она проявляется в конкурентной борьбе фирм, в ходе которой с рынка выбывают менее успешные производители, производящие товары худшего качества или издержки, на продукцию которых неоправданно велики.

Из курса истории мы знаем, что в СССР была директивно-плановая экономика. Все услуги и товары выпускались по составленному Госплану, который не мог удовлетворить всех потребностей населения. Производителям приходилось выпускать товары, которые требовало от них государство и только в определенном количестве. Из-за этого страна стала испытывать серьезный дефицит товаров. Люди были вынуждены стоять в очередях, чтобы просто купить колбасу или новые сапоги. Совсем по-другому стали обстоять дела, когда рухнул Советский Союз.

Свобода появилась не только в духовной сфере, но и в экономической. Предприятия стали выпускать именно те товары, которые требовались потребителям. Кроме этого, на полках появилось разнообразие товаров. Как у производителей, так и у покупателей появился выбор того, что им покупать и сколько.

В 2015 году в СМИ появилась информация о том, что японская компания «Тошиба» уходит с российского рынка. Руководство фирмы заявило, что к этому их подтолкнула высокая конкуренция на рынке телевизоров и бытовой техники. И если бытовая техника (холодильники, чайники) компании пользовалась хоть небольшим успехов, то телевизоры почти нет. Руководитель компании сообщил, что 70% рынка занимает техника «Самсунг» и «LG», а «Тошиба» всего 10%. Поэтому компании больше не выгодно работать в России. На данном примере мы видим санирующую функцию рынка в действие: менее конкурентоспособные компании выбывают с рынка, а более конкурентные остаются благодаря тому, что завоевали доверие покупателей.

Таким образом, можно сделать вывод: рынок действительно предоставляет полную экономическую свободу производителем, но в, то же время жестко поступает с теми, кто совершил ошибки, перестал удовлетворять запросы покупателей.