Нравы портятся легче, чем исправляются (Л. Вовенарг) эссе ЕГЭ Обществознание

«Нравы портятся легче, чем исправляются,» — говорил знаменитый французский философ первой половины 18 века Люк де Клапье Воверанг. Автор данного высказывания поднимает идею закономерности нравственности, не потерявшую своей актуальности и до сего дня. Данная идея актуальна в условиях развития цивилизации, при которой падение морали приобретает глобальные масштабы. Смысл цитаты Л.Воверанга заключается в том, что намного тяжелее восстановить забытые человеком нормы морали, чем переступить через черту нравственности.

На мой взгляд, падение нравов начинается с мысли и может привести к утрате моральных ценностей огромной социальной группы. Достаточно человеку допустить мысль, что он лучше других и поэтому имеет право переступить через общепринятые нормы, и тогда остановить запустившийся процесс деградации как отдельной личности, так и общества в целом со временем будет все сложнее.

В подтверждение своего мнения приведу теоретические обоснования. Итак, что же такое нравы? Нравы – это нормы, имеющие огромную моральную значимость для определенной социальной группы, по-другому их еще называют моральными нормами, которые входят в одну из классиификаций социальных норм: по способам формирования и сферам воздействия. Нравы отражают моральные ценности окружающего общества. Падение нравов связано с утратой моральных ценностей.

Данная проблема давно интересует человечество. Например, Вальцев Сергей Витальевич в книге «Закат человечества» размышляет о падении нравов в истории. По мнению автора, современное общество испытывает глубокий социальный кризис. Падение нравственности в Древнем Риме не сравнится с кризисом современного общества, поскольку гладиаторские бои, обжорство и проституция уступают небывалым наградам за распущенность. К примеру, на Берлинском кинофестивале учрежден официальный приз «Тедди» от сексуальных меньшинств. Автор выделяет следующие причины духовного кризиса: ведомость индивидов, слабость к анализу событий, безликость массы, стертые границы между полами, в сознании человека больше воображаемых событий, чем реальных. Все проблемы начинаются с головы. Возникла мысль у индивида поучаствовать в безнравственном поступке. Мысль дает сигнал к действию, но что же с реабилитацией?

Если человек, пав очень низко, хочет измениться? Ему придется пройти очень долгий курс реабилитации, исключив из своего окружения негативных агентов социализации. Приведу пример из романа Энтони Берджесса «Заводной апельсин». Главный герой Алекс был участником многих преступлений, в том числе и уголовных. Алекса пытались вылечить с помощью метода заводного апельсина, который окончательно сломал его психику. Лишь после нескольких лет главный герой понимает, что больше не может совершать насилие, общаться с таким близким ему раньше преступным миром, он принимает решение создать семью. Герой прошел очень длительный и нелегкий путь, чтобы возвратиться к духовным ценностям, которыми он пренебрегал большую часть своей жизни.

Итак, с помощью теоретических и аргументированных обоснований, мы приходим к выводу, что для восстановления утраченных моральных ценностей требуются огромные усилия. Кризис моральных ценностей требует от общества решения этой глобальной проблемы. И каким будет будущее зависит от нашего желания к реабилитации.