И. Земан утверждает о важности постоянного совершенствования знаний о мире. Идея автора заключается в том, что динамика мира зависит от актуальности человеческой мысли, в которой выражен весь окружающий мир, ровно как и человек зависит от степени современности своих представлений о мире.
Для внесения смысла в данное высказывание обратимся к ряду теоретических категорий. Человек – биосоциальное существо, отличающееся от других представителей фауны, в первую очередь, наличием абстрактного мышления. Оно позволяет человеку постигать мир в понятиях, логических моделях. Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отображение объективной реальности в сознании человека в форме субъективного образа. Абстрактное мышление запускает процесс рационального познания, что является одним из признаков наличия сознания. Обладая сознанием, человек вынужден находиться в процессе постоянного познания, поскольку эта необходимость обусловлена фундаментальными функциями сознания: гносеологической и творческой. Познавая мир, человек испытывает нужду его изменять и совершенствовать. Появившиеся изменения в мире не находят отражения в неактуальных представлениях человечества о нем, и, следовательно, требуют нового осмысления, новой интерпретации для продолжения цикла «познание – знание – изменение — познание».
Говоря о динамике мира, важно отметить, что под этой категорией подразумевается как общественный прогресс, так и регресс. Прогресс – направление развития по восходящей линии, предполагающее усложнение системы и появление новых связей, элементов. Регресс – направление развития по нисходящей линии, отличающееся временным и локальным характером. Это обозначает, что регресс происходит в отдельные периоды истории, охватывая определённые сферы жизни, но не охватывая их повсеместно. Одним из критериев прогресса является развитие человеческого разума, влекущее за собой научный и технический прогресс. Следовательно, динамика общества действительно зависит от уровня развития человечества, от способности человека своевременно прибегать к рефлексии и критическому мышлению.
Практика – один из критериев истины, поэтому для доказательства вышеуказанного вывода прибегнем к построению модели. Допустим, есть некая цивилизация М, отличающаяся нигилистическими взглядами на промышленную революцию и последующую механизацию производства. Производство цивилизации М оставалось на примитивном уровне, подчинённое традициям, в то время как во всём мире разрабатывались всё более наукоёмкие технологии, которые облегчали труд и отличались высоким качеством его реализации. Стерильность производства обеспечивала безопасный товар, а практичность – экономичное и рациональное использование ресурсов. Цивилизация М из-за слепого следования традициям производила низкосортный товар, который из-за отсутствия стерильности на производстве стал причиной распространения масштабной эпидемии. Более того, ресурсная база цивилизации М была истощена, поскольку её обыватели отказались от изменения своих представлений о мире, ресурсы которого они использовали, тем самым изменяя только его, но не своё сознание.
Обратным примером служит вся наша реальность во всех её проявлениях: если бы человечество отрицало все изобретения, которыми усеяна наша история, жизнь, то мы бы не достигли ничего, что имеем сейчас. Более того, вряд ли бы человечество существовало в настоящий момент, поскольку важнейшие открытия медицины не были бы частью медицинской практики. Так, например, можно сказать об антибиотиках, изобретенных Александром Флемингом. Это открытие изменило ход истории, поскольку пенициллин – весьма активное противоинфекционное средство, которое и в наше время является фундаментом любой домашней аптечки. Сомневаюсь, что, если бы общество отказалось от этого изобретения, развитие медицины и всего человечества происходило бы по восходящей линии. Следовательно, меняя своё представление об изменённом нами же мире, мы влияем на его динамику, мы влияем на свою жизнь.
Таким образом, И. Земан прав. Человечество, являясь субъектом в отношениях с миром, вынуждено постоянно изменять свои знания о нём, поскольку в результате реализации гносеологической функции сознания он выполняет в то же время и творческую, вследствие чего устоявшиеся представления о мире теряют свою истинность и требуют поправок в соответствии со внесёнными коррективами в окружающий мир. Не зря говорят, что процесс познания – это путь длиною в жизнь…