Наверное, каждый бизнесмен хочет, чтобы его фирма процветала. Что же предприниматели могут сделать для этого? На этот вопрос в своем высказывании «Волшебная формула успеха в бизнесе относись к покупателям, как к гостям, а к служащим, как к людям» отвечает Т. Дж. Питерс. Автор утверждает, что фирма будет процветать, если ее работникам обеспечить достойные условия существования, а клиентам предоставить качественный сервис. Прав ли был Питерс?
Как известно, предпринимательство — это самостоятельная инициативная деятельность, связанная с риском и направленная на получение прибыли. Оно может быть финансовым, страховым, производственным и т.д. Предпринимательство выполняет ресурсную, организационную, творческую и другие функции. Оно является проявлением бизнеса — любой экономической деятельности, связанной с коммерцией, то есть ориентированной на прибыль. Выделим внутренние и внешние источники финансирования бизнеса. К первым относятся амортизация, нераспределенная прибыль предприятия, личные средства собственника фирмы, к последним — кредиты, государственные выплаты, доходы от размещения акций. В краткосрочном периоде издержки бизнеса разделяются на постоянные и переменные.
Фирма вряд ли будет процветать, если ее служащие вынуждены работать в плохих условиях. Вспомним сериал «Кремниевая долина», в котором описана история вымышленной компьютерной компании «Крысолов». В начале своего существования эта фирма не располагает таким количеством ресурсов, как их конкуренты, поэтому постоянно находится на грани банкротства. Из-за этого работники «Крысолова» получают заработную плату не в полном объеме и позже назначенных сроков и вынуждены перерабатывать, то есть действуют в напряженной и некомфортной атмосфере. Именно поэтому некоторые служащие компании решают перейти к ее главному конкуренту, что ухудшает ее уже невыгодное положение и снижает ее производительность. Так, предприятие, скорее всего, столкнется с проблемами, если его работники действуют в некомфортной атмосфере.
Обычно чем качественнее сервис, предоставленный фирмой своим клиентам, тем успешнее будет она сама. Упомянем существующую сейчас сеть магазинов «Вкусвилл», которую покупатели, судя по отзывам в интернете, обычно оценивают высоко. Эта фирма ценит мнение своих клиентов, она принимает от них предложения о том, какие товары добавить в ассортимент, какие дополнительные услуги внедрить, в каких районах открыть филиалы и т.д. Более того, компания открыта для критики на их сайте, покупатель может оставить как положительный, так и отрицательный отзыв. Благодаря такому отношению к потребителям «Вкусвилл» получает большую прибыль, о чем можно судить из того, что в городах России открываются все больше магазинов этой фирмы. Так, обычно чем лучше компания обслуживает своих клиентов, тем она успешнее.
Таким образом, с Питерсом трудно не согласиться. Действительно, успех фирмы напрямую зависит от того, как она относится к своим работникам и клиентам. Важно понимать, что трудно создать процветающее предприятие без учета мнения других.