Итак, в своем высказывании автор нам показывает закономерность социального процесса. Законы, написанные людьми, поддерживаемые и защищенные государством, крепки, но есть иные законы (нормы), которые без опеки государства сильно влияют на общество. Конечно, речь идет о социальных нормах, а именно о неформальных.
Но что такое социальные нормы? Социальные нормы – это стандарт правил и норм поведения, принятый в определенном обществе, требующий подходящий шаблон действий, и поддерживаемый санкциями. Так же социальные нормы делятся на множество видов норм – это нормы права, нормы морали, нормы обычаев и религиозные нормы. Все они поддерживаются чем-то. Право, например, государством с формальными и неформальными санкциями. Мораль в большем случаи неформальными санкциями. Именно социальные нормы являются одним из социальных регуляторов поведения человека в обществе, наравне с социальной ролью и социальным ожиданием. Если данная цитата верна, то мораль (и другие неформальные социальные нормы) является одним из главных кирпичиков строительства общества и государства. В то время, как человечество не имело или имело алфавит, но лишь малая часть людей способно писать законы на камне, а остальная не способна его прочитать, неформальные социальные нормы являлись единственными связующими элементами общества. Традиции, мораль, религия объединяют родовые племена, формируют основу народности, в конечном итоге создают нацию (с оговоркой, что в фазе народности они могут остаться, нация создается с государством. Курды к примеру, не имеют государственности, но являются народностью.). И неформальные социальные нормы будут иметь большую роль в обществе, сильнее влиять на него, чем формальные нормы. Но если наша цитата не верна, то формальные законы, а именно право имеет большую роль. Первые законы Хаммурапи укрепили вавилонскую цивилизацию. Только законы, написанные на бумаге (папирусе, камне, бересте) и поддерживаемые силой молодого государства, способны укрепить единство, создать стабильность, и регулировать взаимоотношения народа и государства.
Недавно читая газету «Ведомости», в одной статье я заметил интересный факт. В стране Мавритания отменено рабство формально (на уровне конституции). Но рабство, по сей день существует и оправдывается в данном обществе. Хоть конституция и закон тверды, но традиции и мораль сильнее.
Есть и другой пример и он относится к истории. «Русская Правда» является сводом законов Древнерусского государства. И так же как все формальные законы она имела санкции. Несмотря на то, что первые части «Русской Правды» были письменными закреплениями неформальных норм (кровная месть, к примеру), в следующих редакция были замечены отхождения от варварских норм, внося поправки в поведение народа. Санкции в виде – превращения в раба (за долги или убийство), выплаты штрафов за (воровство или убийство) или изгнаний из общины, хорошо противостояли неформальным нормам. Неписанные законы крепки, но закон оформленный на бумаге и защищенный мечем – сильнее.
Таким образом, мы можем видеть, что власть и «твердость» формальных и неформальных норм может разнится. Все зависит: от исторического периода, силы влияния традиций и верований данного племени или народности, политическую зрелость государства и его способность навязывать формальные нормы выше неформальных с помощью силы и санкций (позитивных и негативных).