Основной темой данного высказывания является роль общества в формировании и развитии личности. Д. Дидро хочет сказать, что жизнь человека невозможна и не мыслима без социума, так как именно благодаря ему человек может развиваться и стать его же частью; а тот человек ,живущий вдали от общества – это вовсе не человек, а дикое существо, не способное мыслить и говорить.
Чтобы лучше раскрыть мысль автора, перейдем к теоретической части. Что из себя вообще представляет понятие «общество»? В широком смысле под ним подразумевается обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира , включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Также можно сказать, что это всё человечество во всём его культурном многообразии. В узком же смысле общество – это совокупность людей , объединенная для совместной деятельностью (это может быть рабочий коллектив, спортивная команда, школьный класс и т.д. ) Именно общество играть большую роль в становлении индивида личностью. Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех биологических черт и качеств. Личность же – это индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Ну а процесс становления индивида личностью называется социализацией. Она начинается с самого рождения человека и заканчивается с его смертью. В этом процессе человеку помогают , так называемые, «агенты социализации». Агентами социализации называют людей или группу людей, социальные институты, оказывающие воздействие на социализацию индивида .К ним , в первую очередь, относят семью, потому что именно она осуществляет первичную социализацию ребенка , именно родители закладывают в ребенка «фундамент», который в его последующей жизни поможет ему стать полноценной личностью. Вторичную социализацию осуществляют такие социальные институты как образовательные организации, государство, СМИ, армия, церковь и т.д. Они же уже выполняют определенный общественный заказ. К примеру, школа осуществляет функцию целенаправленной передачи новым поколениям знаний , накопленных предшествующим поколением.
Чтобы доказать правильность слов Д. Дидро, приведу пример из общественной жизни современного общества. Так, в 2008 году в Санкт- Петербурге органами опеки и попечительства были обнаружены две сестры – Лена и Варя, 4 и 6 лет. Они никогда не ели горячей пищи, до сих пор не умели говорить, благодарность выражали как собаки – пытались лизать руки. Родители девочек , не уделяли им никакого внимания , т.к. были алкоголиками со стажем. Младшая сестра молчала, старшая могла невнятно выговорить лишь несколько коротких слов : «Катя» и «аф-аф». Соцработники предполагали , что «Катя» — это кукла, «говорившая» девочке своё имя, а «аф-аф» — результат общения с жившими в комнате собаки. К большому сожалению, таких случаем множество не только в нашей стране, но и в других странах. Таким образом, это пример показывает нам , что изолированный от общества человек никогда не может стать личностью и развить в себе человеческие способности.
В качестве ещё одного примера приведу смоделированную ситуацию. Мальчик Паша с 5-летнего возраста начал интересоваться музыкой. Заметив талант сына, родители решили отдать его в музыкальную школу. Там мальчик научился играть на множество разных инструментах и красиво петь , кроме этого обрёл много друзей, которые постоянно размышляли на разные интересные темы , включая музыку. Через 15 лет Паша уже стал известен на весь мир и начал устраивать гастроли в разных точках мира, а часть полученного дохода переводил в благотворительные фонды. Таким образом , этот пример ещё раз показывает нам, что человек может развить и раскрыть свои таланты , стать личностью только живя и коммуникатируя с обществом.
Подводя итог вышесказанного, можно с уверенностью сказать , что Дидро был абсолютно прав. Действительно, «человек создан, чтобы жить в обществе», так как именно в нем он образуется и развивается. Вне социума он уже не человек, а «дикий терновник среди пустыря».