В данном высказывании известный учёный Альберт Эйнштейн рассуждает на тему роли школы в воспитании личности. Автор убеждён в том, что главным приоритетом школы как социального института является не столько передача знаний и подготовка новых кадров на рынок труда, сколько социализация личности.
Высказывание А. Эйнштейна можно обосновать теоретически. Школа – агент социализации, то есть организация, обеспечивающая обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. В школе каждый человек продолжает свой процесс социализации – развития социально значимых качеств, формирования личности. Здесь ребёнок приобретает социальный статус ученика, что определяет круг его прав и обязанностей, выполняет связанную с ним социальную роль, например, старается добиться успехов в учёбе. В школе человек приобщается к таким видам деятельности, как игра, труд, а самое главное — общение и учение. Отсюда следует, что процесс познания – целенаправленного получения знаний – не главная цель школьного образования, а лишь его часть, необходимая для приобщения к общественным ценностям и развитию личности. Следует отметить такую тенденцию развития современного образования, как гуманизация, которая подразумевает внимание к личности ученика, его целям и интересам, индивидуальным способностям. Эта тенденция проявляется в создании комфортных условий обучения, использовании безопасного для здоровья оборудования, проведении профориентационных тестов и т.п.
Данное теоретическое положение я могу подтвердить фактом из собственной жизни. В моей школе для выпускников проводятся занятия психологии, на которых эксперты помогают ученикам определить свои жизненные цели и ценности, выбрать профессию, подходящую по интересам и способностям. Я считаю подобную практику очень важной, поскольку даже тем, кто успешно учится и развивает свои способности, необходимо знать, как реализовать себя и как принести пользу обществу.
Также приведу пример из материалов СМИ. В одной из телевизионных программ рассказывали о частной школе Summit Sierra в США, в которой использовался персонализированный подход к обучению. Чтобы учащиеся могли самостоятельно руководить процессом своего обучения, используются современные технологии, элективные онлайн-курсы, проводятся беседы о карьере и жизненных целях. Активное участие в собственном образовании позволяет детям научиться ответственности, уверенности в себе и целеустремлённости – качествам, необходимым в обществе и на рынке труда. Именно это является целью Summit Sierra и уже несколько лет успешно реализуется.
В заключение можно утверждать, что роль школы действительно состоит в воспитании личности, а не профессионала. Школа готовит человека к жизни в обществе, приобщает к культуре, развивает в нём социально значимые качества.