Ветеран Великой Отечественной войны Юрий Львович Сагалович в своем произведении рассуждает об исторической памяти. Нужно ли почитать войну и ее героев? Именно этот вопрос характеризует одну из главных проблем текста.
Для ее раскрытия автор вводит в пространство текста многочисленные эпизоды. С их помощью он убеждает читателя в необходимости «помнить и гордиться».
Один из таких примеров – описание крайне критического отношения молодого поколения к войне. Упоминая людей, сравнивающих подвиги солдат со своими «туристическими походами», автор осуждает их, ведь такие слова указывают на их бессовестность и неблагодарность. Писатель также иронизирует над теми представителями молодежи, которые «подсознательно» не могут оценить жертву предков.
Кроме этого, автор выделяет упрек одного из читателей, считающего, что война «так же далека» от молодых, как и Куликовская битва. Интересен ответ самого писателя. Он утверждает, что самое главное в таком сравнении – лукавство. Что проявлять благодарность и сострадание сложно, а легче совсем ничего не знать. Но только «великие души» поступают по совести и отдают должное отцам и дедам.
С помощью этих примеров автор пробуждает своего читателя искренне сожалеть о главной трагедии новейшей истории. Таким образом, примеры взаимосвязи и достаточно ясно определяют авторскую мысль.
Позиция писателя понятна. Ее можно выразить одним предложением из текста: «Память о подвиге <…> обязывает и подражать, и сострадать, а быть обязанным отнюдь не всем нравится». В фрагменте произведения автор сравнивает «лукавых» с «искренними», осуждая первых и возвышая последних, называя их «великими душами».
И с этим нельзя не согласиться. Действительно, вспоминать о великой трагедии очень тяжело. Об этом пишет знаменитый поэт Евгений Евтушенко в поэме «Бабий Яр», в свое время шокировавшей избалованного читателя. Лирический герой посещает место гибели тысяч людей, над которым «памятника нет», и глубоко переживает, думая о страданиях предков. Хотя герою и страшно, он пересиливает себя, и в дальнейшем развитии сюжетной линии он ощущает себя людьми, жившими в войну и видевшими ее ужасы. Поэта переполняет гордость за подвиг предков, и в финальных строчках он восклицает, что «настоящий русский».
Но Ю.Л. Сагалович в рассуждении об исторической памяти упоминает и то, сто «благодарную» память нужно подкрепить «действенной», помочь «еще живому человеку», а не бездумно повторять слова сожаления. И это действительно делает неравнодушных людей благородными, «великими». О «бездейственной» памяти в своем рассказе «После парада» рассуждает современная писательница и лауреат литературных премий М. Закрученко. Главный герой, мальчик Ленька, каждый год ходит с папой отмечать День Победы на Красную Площадь, где они участвуют в «Бессмертном полку». Но вместо должного понимания той «Великой Победы», которую все празднуют, Ленька «выдает» зазубренные фразы, чтобы «папа не кричал». Интересно, что отец даже и не заметил, что мальчик разрисовал картонку с фотографией деда, а только хвастался тем, что его сын «все понимает». А сама фотография целый год пылится на антресоли…
Итак, Ю.Л. Сагалович убеждает своего читателя в том, что благодарность предкам за их подвиг – великий, хоть и очень сложный поступок.
Отрывок текста Сагаловича: В последние годы можно слышать исподволь повторяющуюся фразу: «Поколение фронтовиков уходит, их становится все меньше». Чаще всего эти слова произносят с искренним сожалением, отдавая должное отцам, дедам и прадедам.