«Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает» , говорил известный немецкий философ, один из известнейших политических деятелей Германии XIX века. Действительно, проблема роли личности является одной из ключевых проблем обществоведческих наук. Сегодня данная проблема является актуальной, учитывая важность влияния общества на человека и на формирование у него основных качеств личности. Данное высказывание привлекло меня тем, что оно так или иначе связано с каждым из нас, поскольку изо дня в день мы совершаем поступки, то есть осуществляем деятельность. Смысл цитаты Ф. Энгельса заключается в том, что характеристика личности складывается из осуществления человеком какой-либо деятельности и способов, с помощью которых он её осуществляет. Каждый поступок человека, так или иначе, отражается на его личностных качествах в зависимости от того, насколько правильно он осуществлял свои действия.
Исходя из вышесказанного, можно выделить следующий тезис по отношению к проблеме, поднятой автором: личность характеризуется через определённую деятельность и способы её осуществления.
Обратимся к тезису и докажем его. Во-первых, личность – совокупность социально-значимых черт для общества, характеризующих индивида как отдельного представителя человеческого рода. Исходя из определения, делаем вывод, что личность способна формироваться только в обществе, где индивид приобретает определённые качества, например общительность, доброта, способность прийти на помощь и другие. Конечно, личность имеет свои признаки, позволяющие отличить данный термин от остальных. Выделим некоторые из них: личность контролирует поведение, отличается самостоятельностью и осознанностью поступков, социализируется в процессе всей жизни. Термины «поступки» и «поведение» есть следствия деятельности человека. Как известно, деятельность – осознанная активность человека, направленная на преобразование окружающего мира и самого себя. Из данного определения видно, что деятельность имеет целью преобразования окружающего мира, включающего в себя, в основном, индивидов, то есть общество в целом. Действительно, совершая какие-либо поступки, человек открывает для себя что-то новое и постоянно совершенствуется. Начальные качества личности человек получает с рождения благодаря родителям, которые являются источником социализации, то есть процесса усвоения определённых норм и ценностей. Проявляя теплоту и доброту по отношению к ребёнку, он становится человеком милосердным и понимающим, то есть формирование социальных качеств невозможно без наличия определённых субъектов (в данном случае, родителей). Важно также и то, как человек осуществляет свою деятельность. Если деятельность – осознанная активность, то каждый поступок человек совершает по своей воле и убеждениям, неся за это определённую ответственность. Осуществляя положительные действия, личность человека приобретает, соответственно, положительный характер. Аналогично происходит и с отрицательным воздействием. Проиллюстрируем данные тезисы с помощью примеров.
В качестве первого примера можно привести А. Гитлера, немецкого главнокомандующего вооружёнными силами Германии во Второй Мировой войне, который осуществил нападение на мирное население СССР 22 июня 1941 года. Под руководством Адольфа Гитлера проводились различные испытания над беззащитными людьми, создавались концентрационные лагеря, где заключённые в них узники фактически были рабами. Нарушив право на человеческое достоинство, проявляя нацизм, то есть возвеличивание определённой нации, Гитлера смело можно назвать отрицательной личностью, ведь он осуществлял деятельность по завоеванию мира с помощью способов унижения, расправы, покушения на жизнь. Таким образом, он осуществлял определённую деятельность, имеющую мотивы и средства (способы), то есть данный пример точно подтверждает вышеуказанный тезис.
В качестве второго примера можно привести А. Выборнова, советского лётчика, военачальника. Во время Великой Отечественной войны Александр осуществил 190 боевых вылетов, принял участие в 42 воздушных боях, где сбил около 20 фашистских самолётов, тем самым защитив честь родной страны и народ от нападения Фашистской Германии. Более того, Выборнов ни раз спасал сбитых советских лётчиков буквально из-под носа врага, что считалось делом чести настоящего Героя Советского Союза. Таким образом видно, что осуществляя деятельность по защите страны от нападения врага при помощи полётов на боевом самолёте и воздушных боёв, Выборнов смело преподносит свою личность как резко положительную.
Подводя итог моим рассуждениям, нужно сказать, что я полностью согласен с высказыванием Ф. Энгельса, ведь личность способна формироваться только при осуществлении какой-либо деятельности в обществе. От способов осуществления деятельности зависит то, какой будет характеристика личности в зависимости от характера воздействия на окружающий нас мир. Необходимо помнить, что нужно поступать в соответствии с правилами морали. Тогда и личность будет называться «настоящей».