Какова цель воспитания? Этой проблеме посвящен текст С. Соловейчика.
Автор начинает свое рассуждение с объяснения того, что такое свобода внешняя и свобода внутренняя. Стоит обратить внимание на его мысли: «Воспитывая внутренне свободных людей, мы приносим самую большую пользу и нашим воспитанникам, и стране, стремящейся к свободе». Этим высказыванием С. Соловейчик хочет сказать, что внутренняя свобода является важным качеством человека, которое необходимо развивать в человеке даже на этапе его обучения в школе. Действительно, свободный человек способен принимать самостоятельные и обдуманные решения без внешнего принуждения, контролировать свои негативные стремления и желания и не поддаваться им.
Далее автор отмечает, что есть понятие, которое позволяет личности не выходить за рамки приемлемого, следуя при этом как своим убеждениям, так и убеждениям общества. Это понятие – совесть. Она говорит человеку, где правда и неправда, и заставляет человека жить именно с правдой. Этим высказыванием писатель хочет сказать, что в воспитании свободной личности огромную роль играет развитие в ней чувства справедливости. Именно справедливость позволяет человеку делать правильный выбор и оценивать поступки других людей.
Оба приведенных примера, дополняя друг друга, показывают, какие качества должны быть развиты в человеке, а развить их можно путем воспитания.
Позиция С. Соловейчика ясна: «Цель воспитания одна на все времена – это внутренняя свобода человека, свобода для правды».
Я согласна с мнением автора. Действительно, внутренняя свобода очень важна. Достаточно вспомнить такие исторические события, как революции, стачки, митинги. Зачастую даже те люди, которые не разделяли взглядов забастовщиков или революционеров, оказывались участниками подобных выступлений. Это происходит потому, что внутренне несвободный человек легко поддается мнению толпы. Очевидно, что это опасно как для него, так и для государства, которое пытается предотвратить социальные взрывы. Именно поэтому необходимо развивать в человеке внутреннюю свободу и чувство справедливости.
Итак, цель образования заключается в создании свободного общества, обладающего к тому же совестью, которая позволяет придерживаться правды.