«У всякого человека бывает два воспитания: одна, которое ему дают другие, и другое, более важное, которое он дает себе сам» (Э. Гиббон)

«У всякого человека бывает два воспитания: одна, которое ему дают другие, и другое, более важное, которое он дает себе сам», — считал Э. Гиббон. Идея его высказывания заключается в том, что наиболее ценным для человека является его сознательное самовоспитание, нежели воспитание, полученное от других людей.

Воспитание – это целенаправленный процесс формирования личности, форма социализации. Воспитание происходит между людьми, где цель одного человека – привить определенные качества характера, навыки и умения, знания другому. Воспитательную функцию так же выполняют социальные институты, например, семья, образование, СМИ государство и др. Процесс самовоспитания очень важен для личности человека, потому что благодаря ему, благодаря самообразованию человек может самостоятельно формировать в себе социально значимые качества, развить свой потенциал.

Чтобы объяснить значимость самовоспитания, смоделирую ситуацию. Аня – ученица 11 класса, и в этом учебном году ей предстоит сдать ЕГЭ. Родители и педагоги воспитали в ней такие качества личности, как ответственность и целеустремленность. Однако чтобы качественно подготовиться, ей необходимо проделать огромную самостоятельную работу: организовать свое время, научиться планировать, уделить внимание самодисциплине, расставить приоритеты. В конечном итоге Аня успешно сдает экзамены, что говорит о ее грамотном самовоспитании. Таким образом, можно сделать вывод, что самовоспитание помогает достигать целей, однако оно во многом основывается на тех качествах, которые были получены в результате воспитания личности другими людьми.

Реальным примером самовоспитания и самообразования может стать М. В. Ломоносов. Всем известен тот факт, что он пешком отправился в Москву, ведомый тягой к знаниям. В детстве ему приходилось жить в бедности, заниматься тяжелым трудом. Вероятно, это стало причиной его упорства и дисциплины. Преодолевая трудности, ученый смог достичь громадных успехов в различных областях науки и искусства. Этот пример опять же показывает весомую роль самовоспитания в формировании личности