«Люди одиноки потому, что вместо мостов они строят стены» (С.Ежи Лец). Действительно ли это так? – Итоговое сочинение

«Люди одиноки потому, что вместо мостов они строят стены», — так звучат знаменитые слова С. Ежи Леца. Я думаю, что одна из причин одиночества действительно отражена в предложенном афоризме, и постараюсь доказать свою точку зрения, опираясь на художественную литературу.

Одиночество – одна из серьёзнейших проблем нашего времени. Всё чаще мы слышим это страшное слово и острее чувствуем его опасную близость. Одиночество – это такое состояние, при котором человек не может ни с кем разделить свои горести и радости, мысли и переживания, а потому чувство тревоги, не находящее выхода в дружеской беседе, развивается в его душе и в итоге приводит к глубокому несчастью.

Сегодня, когда люди всё реже обращаются к строительству «мостов» — средств связи друг с другом, и всё больше ресурсов затрачивают на возведение «стен», ограждающих их от окружающего мира, одиночество превращается в состояние, знакомое каждому.

С проблемой мучительного осознания своего одиночества среди людей сталкивается главный герой антиутопического романа Р.Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Гай Монтэг – пожарник будущего, в обязанности которого входит не тушение пожаров, а из разведение в местах, подвергшихся «разрушительному» влиянию крамольных книг. Интересно, что герой, получающий удовольствие от сжигания произведений искусства – занятия, признаваемого обществом будущего правильным и необходимым, всё же отличается от других жителей города. Ещё до знакомства с «сумасшедшей» Клариссой Маклеллан, научившей его радоваться жизни и быть по-настоящему счастливым, Гая начинают посещать мысли о том, что всю жизнь он делал «не то, что следовало». Всё глубже Монтэг осознаёт, что дело его жизни – уничтожение «мостов», связывающих разные поколения людей, неисчерпаемых источников мудрости, несущих в себе бесценный опыт предков. Постепенно он понимает, что его жена – «чужая женщина», для которой «родственники» с телевизионных стен ближе мужа. В обществе будущего больше нет места разговорам: люди молчат или сыплют умными, но пустыми фразами, именно поэтому Монтэга так удивляет и восхищает то оживление, с которым по вечерам беседуют Маклелланы. Это семейное единение завораживает героя настолько, что он не замечает, как оказывается на крыльце «сумасшедших» соседей и с упоением слушает чудесные звуки непрекращающейся беседы.

Таким образом, события антиутопии «451 градус по Фаренгейту» служат прекрасным подтверждением слов С. Ежи Леца: в своём научно-фантастическом романе Р.Брэдбери изобразил общество будущего, в котором люди перестали строить «мосты» для сообщения друг с другом и закрылись от мира «стенами» с «родственниками», пустыми и безжизненными. Глубокое одиночество и бессмысленность существования не замечается многими персонажами за мишурой беззаботной жизни, но присутствует и делает поистине несчастными людей, не утративших пока свою человеческую сущность.

Ещё одним произведением, подтверждающим мысль философа, является рассказ И. Лёвшина «Полёт». Главный герой изобретает машину, способную общаться с человеком, подстраиваясь под пользователя и поддерживая интересные для него беседы. Алекс создаёт «Мишустика», чтобы оградить свою жену от страшной вести о смерти сына, но его изобретение попадает в руки предпринимателей, которые превращают его в заменитель человеческого общения. Теперь люди не должны терпеть недостатки и особенности друг друга, идти на уступки и строить «мосты» для сообщения своих интересов и ценностей. Они воздвигают «стены» своего «мира-пузыря», в котором живут и общаются с одним «Мишустиком» — верным другом, точной копией себя. Внешне героев устраивает такой порядок вещей, но важным доказательством всеобщего ощущения безысходности является популярность новообразовавшихся суицидальных агентств, в которых один человек покупает свою смерть, а другой – право на убийство. Появления в обществе таких услуг – верный признак глубокого кризиса, вызванного пагубным влиянием одиночества, созданного руками самих людей.

Таким образом, примеры из художественной литературы позволяют нам убедиться в том, что страшное явление одиночества во многом является дулом рук самого человека, который в какой-то момент выбрал разрушение «мостов» и строительство «стен».