Какие чувства испытывает человек на войне? Именно этот проблемный вопрос оказывается в центре внимания Быкова.
Отвечая на него, автор описывает размышления Глечика, который остался единственным выжившим на фронте. В тягостные минуты молодой солдат воссоздает в памяти “полузабытые ощущения далекого детства”, вспоминает прошлое и со “сладкой болью в душе” анализирует поступки, “отчетливо предстала ничтожность всех его прежних жгучих обид”. В душе борются чувства отчаяния и любви к жизни. “Только бы жить” – думает солдат, но принимает мысли о неизбежности смерти и решает провести последние минуты, думая о хороших моментах прошлого, бесстрашно. В.В. Быков обращает внимание: человек осознает истинную ценность собственного существования, оказавшись перед лицом смерти.
Однако на войне любой испытывает страх, так как это чувство присуще людям с рождения, но даже дети вынуждены становиться хладнокровными людьми. Таков и Глечик: “что-то новое, мужественное и твёрдое, властно входило в его душу”. Он решается уничтожить немцев, подорвав единственную гранату (предложение 40). Так, автор текста выделяет способность человека на мужество в смертельных ситуациях.
Приведенные примеры дополняют друг друга, показывая, что чувствует солдат в смертельной опасности. Как гармоничны в нем чувство ностальгии по прошлому, и чувство страха, граничащее с отвагой в борьбе с врагом.
Позиция В.В. Быкова ясна: человек испытывает на войне двойственные чувства, когда одновременно с любовью вспоминает жизнь и мужественно жертвует ею во благо других товарищей, сражающихся за Родину.
Я согласна с позицией автора. Действительно, в боевое время люди как никогда ценят прошлое, жертвуют собой в столкновении с врагом. Например, в романе Толстого «Война и мир» Болконский продемонстрировал мужество в сражении под Аустерлицем. Однако только после ранения он понимает, что военное дело для него не так важно, как семья.
Итак, вывод прост: человек на войне испытывает как мужество в боевых действиях, так и трепет к своему прошлому.
Текст: Василь Быков. (1)Затишье стало постепенно возвращать к жизни измученного Глечика. (2)Как ни тоскливо и безнадёжно было ему оставаться одному, но он почувствовал, что придётся стоять до конца. (3)Безразличный к самому себе, не спеша, пренебрегая опасностью, боец ходил по траншее и готовил оружие.