Если все думают, что цены поднимутся, цены поднимутся Первый инфляционный закон

Смысл данного инфляционного закона заключается в том, что существует реальная зависимость стоимости продукции от потребительских ожиданий, т.е. ожидание потребителей повышения цен на какой-то конкретный товар или услугу непременно приведет к их росту.

Чтобы лучше понять смысл данного закона, обращусь к теоретическим положениям. На рыночную стоимость товара или услуги влияет спрос. Рассмотрим понятие спроса. Спрос – это сложившаяся на рынке в определенный период времени зависимость объема товара определенного вида, который потребители готовы приобрести, от цен, по которым этот товар может быть предложен производителями. Существует два вида факторов спроса: неценовые и ценовые. К неценовым факторам спросам относят число потребителей и их состав, их вкусы и предпочтения, сезонность, денежные доходы потребителей, а также потребительские ожидания, о чем и сказано в первой инфляционном законе.

Чтобы доказать, что потребительские ожидания влияют на спрос, приведу пример их журнала «Мир экономики», где я узнала о следующей ситуации. В стране Т. по телевидению было сказано о неурожае сельскохозяйственных культур в связи с засухой в этом году. Большинство жителей этой страной, ожидая в скором повышения цен на эту категорию товаров, стало закупать крупы впрок по доступным ценам, что привело к повышению на них спроса, а производители, желая извлечь больше прибыли во время ажиотажа, повысили цен на крупы, хотя в стране и не было реальной угрозы в дефиците круп. Этот пример свидетельствует о том, что ожидание потребителей роста цен в действительности приводит к их росту.

Продолжу приводить теоретические положения. Закон спроса гласит: повышение цен обычно ведёт к снижению величины спроса, а снижение цен – к её увеличению. Проиллюстрирую данное положение ситуацией, рассмотренной на уроке обществознания. Фирма К. по производству смартфонов и ноутбуков снизила цену на свою продукцию, что привело к росту спроса на них и увеличению продаж данной фирмы, что доказывает, что падение цены обычно ведет к увеличению величины спроса.