Акт рождения личности не совпадает ни по времени, ни по существу (Э. Ильенков) эссе по обществознанию ЕГЭ 2019

Выбранное мною высказывание затрагивает тему сущности социализации.

Э. Ильенков убежден: «…акт рождения личности не совпадает ни по времени, ни по существу с актом рождения человеческого тела, с днем физического появления человека на свет». Иными словами, автор считает, что человек личностью не рождается, а становится в процессе социализации.

Понятия «личность» и «индивид» не являются синонимами. Индивид — это отдельно взятый человек с определенным набором внешних характеристик. Личность — набор социально-значимых качеств человека, формирующихся в процессе социализации. Социализация — процесс становления личности, приобретения социально-значимых качеств и приобретения социальных ролей (базовыми соц. ролями являются семьянин, гражданин и потребитель). Этот процесс может быть как стихийным, так и целенаправленным, а длиться с момента рождения до момента смерти человека.

Обществоведы разделяют социализацию на два этапа: первичный и вторичный. Первичную социализацию осуществляет такой агент как семья. Агенты вторичной социализации действуют узконаправленно, в пределах своей компетенции.

Процесс социализации очень сложен. В процессе нее формируется личность, дальнейшее поведение, ценности и установки будут зависеть от успеха социализации.

Таким образом, рождается индивид, а уже позже формируется личность.

Подтверждением моей мысли может служить герой произведения И. А. Гончарова «Обломов», изученного в школьном курсе литературы. Маленький Илья Ильич был любопытном ребенком, который не мог и пару часов усидеть на месте. Однако его окружало общество ленивых, апатичных людей. Его семья, соседи в деревне (как агенты социализации) повлияли на формирование личности Обломова. Мальчик вырос апатичным мужчиной, которого не интересовала жизнь вне дома. Этот пример иллюстрирует процесс социализации, как со временем сформировалась личность.

Также можно привести факт из курса истории. Родители Ивана Грозного погибли, когда он был мал. Мальчик жил с людьми, которые жестоко с ним обращались. Так, из простого мальчика вырос жестокий правитель Иван Грозный. Данный процесс иллюстрирует социализацию индивида.

Кроме того, можно привести пример из жизни. Допустим, гр. А вырос в семье людей, любящих свою страну и ее культуру. Родители рассказывали ему об истории их страны, водили в местные музеи. А приобрел качества патриотизма в процессе социализации, а не получил его с рождения. Так сформировалась личность А.

Подводя итог, можно сделать вывод: человек рождается индивидом, а личность формируется гораздо позже в процессе социализации.

6/6 баллов